Предохранительные устройства МЭП

МЭП установленный на объекте строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации и правильно настроенным устройством ограничения хода штока обеспечивает длительную безаварийную работу технологического оборудования. Однако в процессе эксплуатации возможны режимы в которых шток МЭП наез-жает на жесткий механический упор, внешний или внутренний.
Аварийный наезд на внешний упор возможен при возникновении в технологическом процессе условий, которые приводят к прерыванию движения штока МЭП в рабочей зоне. Примером может служить попадание крупных фракций вещества или посторонних предметов в створ шиберного, челюстного или секторного затвора при его закрытии.
Технологический наезд на внешний упор – режим работы, при котором необходимо плотное прижатие затворов, клапанов, крышек например, для обеспечения герметичности бункеров в закрытом со-стоянии.
Аварийный наезд на внутренний упор возможен при выходе из строя или неправильной настройке конечных выключателей используемых для ограничения хода штока МЭП. Наезд на внутренний упор происходит в случае, когда шток МЭП не встречает механической преграды (внешний наезд на упор) и происходит его полное выдвижение либо втягивание.
При наезде штока на упор происходит резкая остановка приводного электродвигателя и, как следствие, возникновение кратковременного усилия на штоке (удара), превышающего номинальное в 3…5 раз. Это приводит к повышенному износу винтовой передачи, приводного ремня и других элементов конструкции МЭП. При отсутствии правильно настроенных защит возможен выход из строя электродвигателя.
Для обеспечения безаварийной работы МЭП в условиях возможных наездов на упор рекомендуется использование специальных предохранительных устройств.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ МЭП

Тип предохранительного устройства МЭП

 
Режим работы предохранительных устройств МЭП
Аварийный наезд на внешний упор Технологический наезд на внешний упор Аварийный наезд на внутренний упор
Амортизатор Не рекомендуется
Смягчает удар.
Усилие на штоке не контролируется.
Допускается
Смягчает удар.
Отключение электродвига-теля МЭП происходит по сигналам выключателей устройства ограничения хода штока МЭП либо внешних выключателей. Усилие на штоке не контролируется.
Не допускается
Амортизатор с блоком выключателей
 
Рекомендуется в технологических и аварийных режимах
Отключение электродвигателя происходит по сигналам выключателей установленных на предохранительном амортизаторе.Усилие на штоке контролируется на уровне 1,2…1,5 от номинального.

Не допускается
Муфта Не рекомендуется
Смягчает удар.
Усилие на штоке контролируется на уровне 1,9…2,1 от номинального.
Максимально допустимое время проскальзывания муфты после наезда на упор - 3 секунды.
Необходимо устройство отключения электродвигателя МЭП.
Допускается
Отключение электродвигателя МЭП про-исходит по сигналам выклю-чателей устройства ограниче-ния хода штока МЭП, либо внешних выключателей. Наезд на упор, и как след-ствие срабатывание защит-ной муфты при этом проис-ходит на «выбеге», после отключения питания электро-двигателя. Усилие на штоке контролируется на уровне 1,9…2,1 от номинального.
Не рекомендуется
Смягчает удар.
Усилие на штоке контролируется на уровне 1,9…2,1 от номинального.
Максимально допустимое время проскальзывания муфты после наезда на упор - 3 секунды.
Необходимо устройство отключения электродвигателя МЭП.
Устройство контроля вращения винта Не рекомендуется
Отключение электродвига-теля МЭП происходит по сигналу устройства контро-ля вращения винта. Усилие на штоке превышает номинальное в 3…5 раз.
Не допускается Не рекомендуется
Отключение электродвига-теля МЭП происходит по сигналу устройства контро-ля вращения винта. Усилие на штоке превышает номинальное в 3…5 раз.
Муфта с устойством контроля вращения винта Рекомендуется в аварийных режимах, допускается в технологических режимах
Отключение электродвигателя МЭП происходит по сигналу устройства контроля вращения винта при наезде на упор и проскальзывании защитной муфты. Усилие на штоке контролируется на уровне 1,9…2,1 от номинального.

Предохранительный амортизатор двухстороннего действия устанавливается между штоком и нако-нечником штока МЭП. Устройство содержит цилиндрическую втулку из упругого полимера, предварительно сжатую на величину номинального усилия МЭП. Предохранительный амортизатор может комплектоваться блоком выключателей для отключения электродвигателя МЭП (разрыва цепи управления) при достижении заданного усилия на штоке.
Токоподвод к блоку выключателей осуществляется с помощью гибкого кабеля встроенного в защит-ный гофр, либо проложенного свободной петлей вдоль штока МЭП.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО АМОРТИЗАТОРА
Степень защиты по ГОСТ 14254 IP54 (IP65 по спец заказу)
Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 ТУ3
Температура окружающей среды -25…+40° С
Число включений в час Не более 180

Под действием осевого усилия, превышающего номинальное, происходит дополнительное сжатие упругой втулки и срабатывание одного из выключателей, на выдвижение либо на втягивание. По сигналу одного из выключателей происходит отключение электродвигателя, при этом шток МЭП некоторое время движется по инерции продолжая сжимать упругую втулку. При полной остановке штока усилие на нем не пре-вышает 1,2…1,5 от номинального и зависит от типоразмера МЭП и скорости перемещения штока.

ГАБАРИТНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО АМОРТИЗАТОРА

Обозначение МЭП Номинальное усилие МЭП СН1 СН2 D4 H4 j r L2 с блоком выключателей L2 без блока выключателей Масса, кг
МЭП-С1 2, 3 кН 32 48 60 55 М16х1,5 30 226 211 3
МЭП-С2, С2Т, С2М 5; 7, 10 Кн 41 60 92 55 М20х1,5 35 274 265 8,5
МЭП-С2Т 15 кН 41 60 114 55 М20х1,5 35 270 261 9
МЭП-С3, С3Т 15, 20 Кн 60 84 132 65 М27х2 50 300 291 17,5
МЭП-С3Т 30 Кн 60 84 165 65 М27х2 50 300 291 23
МЭП-С3Т 40 Кн 60 84 186 65 М27х2 50 300 291 27
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛОКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ СХЕМА ВНУТРЕННИХ СОЕДИНЕНИЙ
Тип выключателей Микропереключатели
Род тока постоянный переменный
Диапазон коммутируемых напряжений 0-36 В 0-250 В
Максимальный коммутируемый ток 1 А 0,2 А
Рекомендуемый рабочий 0,5 А 0,1 А
Тип контакта Размыкающий

Предохранительная муфта на основе фрикционных дисков устанавливается между ведущим шкивом (зубчатым колесом) и валом электродвигателя. Значение максимального крутящего момента, который пере-дается через муфту, устанавливается вращением гайки, положение которой фиксируется при помощи стопорного винта. При наезде штока МЭП на упор винт силовой передачи прекращает вращение, момент на муфте возрастает до максимального, после чего фрикционные диски начинают проскальзывать, а вал электродвигателя проворачивается относительно ведущего шкива (зубчатого колеса). Значение максимального момента настраивается для каждого типоразмера МЭП таким образом, чтобы проскальзывание муфты происходило при превышении номинального усилия на штоке в 1,9…2,1 раза.
Допустимое время проскальзывания муфты не более 3-х секунд для предотвращения критического перегрева устройства. Рекомендуется использование предохранительной муфты совместно с устройством контроля вращения винта, позволяющим своевременно отключить электродвигатель при проскальзывании муфты.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ
Степень защиты
по ГОСТ 14254

Соответствует степени защиты МЭП

Климатическое исполнение
по ГОСТ 15150
ТУ3
Температура окружающей
среды
-25…+40° С
Число включений
в час
Не более 180

Устройство обеспечивает формирование электрического сигнал в схему управления в момент прекращения вращения винта силовой передачи МЭП в аварийных режимах.

Элементы устройства контроля вращения винта смонтированы на  корпусе редук-тора МЭП. Устройство контроля состоит из следующих элемен-тов:
- датчик вращения, обра-щенный к пазам на ведомой шес-терне или шкиве редуктора МЭП;
- электронный блок с разъемом для подключения внешних цепей.